История села Индерка

 

«...Начало поселения села Индерка относится к концу XVI столетия. В этом районе раньше были сплошные леса, в которых после разгрома Казанского ханства было множество беглых татар, особенно много было беглецов на Башмак-горе, которая является самой большой возвышенностью, находящейся недалеко от села Индерка.
После того, как русское правительство во избежание набегов на местное население, а также на служилых людей, разрешило татарам поселиться на определенном месте; татары, находившиеся в районе Башмак-горы, нашли удобным поселиться на землях, где в настоящее время находится село Индерка. Вместе с этим, несколько лет спустя к этому месту стали прибывать татары из Пензенского и Саранского уездов».
Сюда же, за активное участие в Ливонской войне, русское правительство направляло татар, жалуя им земельные угодья.
Существование Индерки в начале XVIII века подтверждается фактами, имеющимися в книге Хвощёва «Очерки по истории Пензенского края», ссылающегося на результаты второй ревизии:
«...Деревня Индерка — 345 душ мурзы и татары, перешли из Пензенского и Саранского уездов».
Недавно Сосновоборский краевед В.Щапов нашёл упоминание об Индерке, относящееся к 17 мая 1685 года.
Наше село несколько раз меняло своё название. Первоначально оно называлось Усманкой. Так село именовалось в честь первого главы сторожевого отряда, устроившего на самой возвышенной местности, где росли высокие сосны, дозорный наблюдательный пункт.

Со временем, по мере увеличения вновь прибывших, село переименовалось по названию ручейка Труёв в Труевскую поляну. Но случилось так, что к концу XVIII века три соседствующих населенных пункта оказались почти под одним названием: Большой Труёв, Русский Труёв, Труевская поляна. Сельский богач-помещик Баишев ходатайствовал перед губернатором о переименовании села. В результате оно было переименовано в Индерку (от названия ручейка Ендырка).

Татары-крестьяне не были закрепощены, они считались государственными крестьянами. При Петре I на население нашего района и на татарских крестьян была возложена большая, серьёзная государственная повинность — поставка корабельного леса. Люди, выполнявшие эту повинность, назывались лашманами. Переселенцы Казанского ханства уже имели опыт заготовки такой древесины для кораблей. Старая лесная дорога, проходящая по лесному массиву между сёлами Индерка и Балук, и сейчас именуется «лашманка» и доходит до реки Суры, где начинался сплав леса по Суре.

На запрос в Саратовский архив по поводу сведений, относящихся к истории деревни Индерка, нам была прислана следующая выписка из документа «Списки населенных мест Российской империи, Саратовская губерния. СП. 1862г. (стр. 64), где есть такие данные:
Индерка 1862г., число дворов — 342, число жителей мужского пола — 989, женского пола — 999, магометанских мечетей — 5.
По сведениям, опубликованным в энциклопедическом словаре Брокгауз и Ефрон (т. 25, стр. 65 из 1894г.) в деревне Индерка (Усманка, Труевская поляна, Саратовской губернии Кузнецкого уезда при реке Суре) численность 429 дворов, около 3000 жителей татар, занимавшихся сплавом леса, 5 мечетей, школа, 5 лавок, шерстомойня, еженедельные базары.

В «Списках населенных пунктов Саратовской губернии за 1912 г.» есть сведения: д. Индерка — 7 мечетей, 4 татарских школ, базар; число дворов — 666, численность населения — 3958, из них женщин — 1993, мужчин — 1965; количество десятин крестьянского посева — 1031, на надельной — 1031, на 1 хоз. Приходится 1,4 десятин. Крестьяне сеяли рожь, овес, просо, подсолнечник. Рабочего скота — 540, молочного скота — 431, мелкого — 1758, плугов — 33, веялок — 2. Из этого можно сделать вывод, что жили крестьяне не очень богато. Хотя жила в деревне и другая категория людей.
В Индерке в центре села стоит заброшенный особняк. Очень интересна судьба этого дома.
Это было давно, из далёкой Оренбургской губернии в наше село приехал Баишев Мубин Алимович. Он приехал со своей женой Хадичёй и с двумя сыновьями. Мубин был очень богат. Увлекался охотой. У него было много гончих собак. Приехав в село, он покупает лес и строит лесопильню. В 1860 году он решился построить себе большой дом. В 1861 году к нему по его приглашению приезжает архитектор из Италии. Этот дом строится десять лет. В 1870 году был построен двухэтажный дом из красного кирпича. Говорят, в раствор добавляли яичный желток. Ворота дома были железные, с арками. Перед входной дверью располагались колонны. На втором этаже находился балкон. На фасаде была сделана надпись арабскими буквами «Пусть живёт вечно» и знак — восьмиугольник. С 1871 года Баишев Мубин со своей семьей начинает жить в новом доме. У Мубина было большое хозяйство. Он разводил крупно рогатый скот и держал очень много кур. Баишев имел много слуг. За работу платил им 5 копеек. По большим праздникам он собирал всех односельчан у опушки леса и дарил им подарки (деньги, еду).

В 1889 году строит мельницу, маслобойку. Спустя несколько лет, Баишев Мубин заболевает и умирает. Своё богатство оставляет жене.
Семья Баишевых имела свою собственную мечеть напротив дома. Под домом, говорят, есть подземные ходы.
После революции 1917г. Баишевы, бросив свой особняк, уехали из села.
Есть в селе ещё один памятник архитектуры — это здание мечети, где долгое время располагалась больница. Существуют разные версии о строительстве этого здания. Одни считают, что мечеть была построена на пожертвование жителей села Индерка, другие, что мечеть была построена на деньги вдовы Баишева Мубина. В 30-е годы мечеть закрылась. В годы войны и после неё в этом здании находилось зернохранилище, а с 1955 г. - больница. В 2007 году в здании больницы вновь открылась мечеть.
Выдающимся нашим земляком является Ильясов Тагир Ахметзянович — учёный-арабист. Он родился в 1881 году в деревне Индерка, Саратовской губернии, Кузнецкого уезда, Сюзюмской волости в крестьянской семье. В справке о реабилитации указано другое место рождения — г. Казань.
Метрические книги мусульманских мечетей с. Индерки утеряны и мы не можем документально доказать, что он наш земляк. Но его дочь утверждает со слов отца, что Тагир Ильяси родился в с. Индерка.
Его предки жили в деревне Каеннык (Берёзовая роща) Буинского уезда Казанской губернии. В Индерке он получил начальное образование.
С 1893 по 1897 гг. жил в Хвалынском уезде, где он получил среднее образование. С 1890 по 1903 гг. учился в Казани в медресе «Мухаммадия». Здесь он знакомится с писателем Фатихом Амирханом и становится одним из его ближайших друзей.
С 1903 по 1906 гг. был в Аравии и Египте, где усовершенствовал своё звание арабского языка и литературы, знакомился с «живыми» арабскими наречиями. Он особенно интересовался и занимался вопросом отношения древне-арабского языка к новому и собрал словарный материал по ново-арабскому языку.
Благодаря этому путешествию появился на свет словарь под названием «Арабско-татарский разговор». В 1907 году, вернувшись из Аравии в Казань, он начал преподавать в Медресе «Мухаммадия» арабский язык, литературу и математику. Преподавал там до 1916 года.
В это же время им была напечатана «Алгебра» на татарском языке, «Сборник арабских стихов», «Сравнение древне-арабских мер и весов с современными», полный арабско-татарский словарь под названием «Альмуфид».
С 1916 по 1918 гг. работал в медресе «Хосайния», потом в «Татарском институте народного образования» в Оренбурге состоял преподавателем арабского языка и математики.

Эти данные взяты из автобиографии Тагира Ильясова, написанной им 23 сентября 1921 года.
Между наукой и религией он выбрал последнее.
В 1926 году в составе делегации мусульман СССР участвовал на Международном мусульманском съезде в Аравии.
В 1929 году он отказывается от службы в религиозном культе, чтобы предоставить возможность учиться своим детям. В феврале 1930г. Тагир Ахметзянович был арестован и заключен на 5 лет в концлагерь. В справке о реабилитации есть следующие данные. На основании ст. I Указа Президиума Верховного Совета СССР от 16 января 1989г. «О дополнительных мерах по восстановлению справедливости в отношении жертв репрессии имевших место в период 30-40 гг. и начала 50-х годов Ильясов Тагир Ахметзянович реабилитирован по заключению Прокурора СССР от 09.03.89г.». Стоит подпись Помощника Генерального прокурора Российской Федерации А.И. Врублевского.
Через 56 лет правда восторжествовала. Но это было слишком поздно. Преждевременно оборвалась жизнь учёного, духовного наставника. А ведь он мог принести ещё пользы своему народу, своему Отечеству.
В школьном музее находится фотография человека на трибуне, который выступает перед большим количеством крестьян. В нем я узнала своего прадедушку Резяпова Ибрагима Давыдовича.
Оказалось, что мой прадедушка Резяпов Ибрагим Давыдович 26 лет был председателем колхоза «Искра».
Резяпов Ибрагим Давыдович родился 10 сентября 1906 года.
В 1929 — 32 годах заведовал магазином в с. Индерка. С 1932 по 1938 год — председатель колхоза «Искра». Как развивался колхоз под его руководством? В селе Индерка в 1929 году был организован ТОЗ (товарищеская обработка земли). Председателем был Вагапов Абдулла Сабирович. После недолгого существования ТОЗ распустили.
В 1931 году под руководительством партийной ячейки началась коллективизация крестьянских хозяйств. Вот в это тяжелое время председателем
колхоза и стал Резяпов Ибрагим Давыдович, активист, из бедняцкой семьи. Он вложил много труда в налаживание колхозного производства.
В 1934 году колхоз получил двурядные дисковые сеялки, молотилки с двигателем, купили один колесный трактор, лошадей стало 110 голов. Все полевые работы производились на лошадях. Урожай был очень хороший: сдали государству и на один трудодень получили по 4 кг хлеба. В тот год был построен деревянный клуб. В 1935 году приобрели первую автомашину. Урожай зерна составил 12 центнеров с га. Колхоз имел 76 голов крупного рогатого скота, коров 20 голов, пчелосемей 60. В колхоз вошли 500 хозяйств. Резяпов И.Д. был очень умелым руководителем.
В 1937 году увеличили посевы зерновых до 2265 га, получили по 9,7 центнеров с га. Колхоз приобрел еще 2 автомашины. В эти годы проводили электроосвещение в основных производственных помещениях.

В 1938 г Резяпова назначили заведующим Литвиновским (Сосновоборским) райЗО, потом заведующий отделом местной промышленности Сосновоборского райисполкома, директор Пичилейской машинно-тракторной станции.
1941 год. Началась война. Все мобилизовано на защиту Родины. Осталось только 25 лошадей, поля обрабатывались на коровах, посевные площади сократились вдвое, урожайность была низкая.

В августе 1942 года Резяпов вновь назначен председателем колхоза «Искра».
В начале 50-х колхоз продолжает развиваться в экономическом отношении. Имели 336 голов крупного рогатого скота, коров 78 голов. Овец и свиней по 700 голов. Купили 22 трактора, построили коровник, конюшни. В 1959 году колхоз перешел на денежную оплату труда колхозников. В этот же год колхоз становится лучшим в области и объявляется миллионером.
Под руководством Резяпова И.Д. было сделано очень много по развитию отраслей колхозного производства, укреплению его экономики.
В 1961 — 1970 годах Резяпов возглавлял вновь созданную межколхозную районную строительную организацию «Межколхозстрой».
«Межколхозстрой» строил во всех селах Сосновоборского района и в самом поселке Сосновоборск, потом еще дали и Никольский район. Здание центральной районной больницы, здание Госбанка, школы в Пичелейке и в Нижней Липовке, почти все животноводческие фермы, звероводческую ферму в селе Индерка. Всего и не перечислишь. В течение трех лет подряд в областном объединении «Межколхозстрой» Сосновоборская организация занимала первое место в области.
Ибрагим Давыдович активно участвовал в общественной работе. Был делегатом многих районных партийных конференций, избирался членом Сосновоборского райкома КПСС, членом бюро райкома партии, депутатом и членом исполкома Сосновоборского районного Совета народных депутатов, депутатом Индерского сельского Совета,
За заслуги перед Родиной он награжден орденом Ленина, многими медалями.
В 1970 году Ибрагим Давыдович заслуженно уходит на пенсию.
27 февраля 1982 года он умер от острого нарушения мозгового кровообращения в возрасте 76 лет.
Выдающимся нашим земляком являлся Зябиров Х.Д.. Он  прожил трудную, но очень яркую жизнь. За его плечами нелегкие дороги, которые выпали не только на его долю, но и на долю его поколения. Несмотря на все трудности, Хайдар Давыдович сохранил душевную доброту, пронес верность к земле, целеустремленность характера. Почти 40 лет он руководил сложным многоотраслевым хозяйством — колхозом «ИСКРА». За годы его работы колхоз добивался высоких результатов по всем видам сельхозпродукции. На малопродуктивных, с низким содержанием гумуса землях индерцы научились получать самые высокие урожаи зерновых, кормовых культур и овощей в районе, да не только в районе, даже в области колхоз занимал по этим показателям ведущие места. Ежегодный доход достигал  до 5 млн. 718 тыс. рублей. Укреплялась материально-техническая база колхоза, всестороннее решались социально-культурные вопросы. Во всех этих ярких, радующих сердце каждого колхозника переменах, была доля неутомимого труда Х.Д. Зябирова. Родина высоко оценила его заслуги. За трудовые подвиги он награжден двумя орденами Ленина, орденом Октябрьской революции, орденом Дружбы народов, многочисленными грамотами и памятными подарками. Рядом с трудовыми наградами на его груди красуются и боевые: орден Отечественной войны II степени, орден Отечественной войны I степени, медаль «За оборону Сталинграда» и др.
С детский лет Хайдар Давыдович связан с сельским хозяйством. Родился он в 1922г. в селе Индерка в многодетной крестьянской семье. С малых лет он помогал родителям по домашнему хозяйству. Окончив 7 классов, был направлен на годичные курсы в «Межрайонную колхозную школу». Получил профессию счетовода и стал работать в колхозе счетоводом-бухгалтером, одновременно возглавлял комсомольскую организацию колхоза.
Когда нагрянула война, Зябирову Х.Д. Было 19 лет. Секретари комсомольских организаций получили задание организовать добровольцев на войну. Из Сосновоборского района набралось 20 человек, среди них записался добровольцем и Хайдар Давыдович. Направили их в Вольскую авиатехническую школу. Взвод, которым командовал Зябиров Х.Д., был особым, диверсионным. Они делали вылазки, чтобы помочь нашим частям, попавшим в окружение. В одном из боев Хайдар Давыдович был ранен. Раненный, долго пролежал на снегу, обморозил ноги. Потом его положили в госпиталь. После госпиталя его отправили учиться в Моршанское стрелково-минометное училище, где готовили бойцов специально для горной местности Карпат. Получив звание офицера, он был направлен в Украинский фронт на Карпаты. Воевать в горных условиях было трудно. Запомнилась Хайдару Давыдовичу жизнь закарпатских украинцев. По его словам, гуцулы жили в тяжелых условиях, их глиняные дома без полов отапливались по-черному.
В 1946 году Зябиров Х.Д. В звании лейтенанта вернулся с войны домой. Работал счетоводом в колхозе, затем заведующим Сбербанком. Райком партии направляет его как тридцатитысячника возглавлять сельхозартель «Вперёд» в селе Ёга. Проработал там два года, успел построить мельницу и пилораму.
В 1959 году возвращается опять в Индерку, где его избирают секретарём парткома колхоза «ИСКРА». Спустя два года он становится во главе этого хозяйства. На собрании наметили большой объем работы. Новоизбранный председатель полностью отдавал себе отчёт в том, что экономическое укрепление сельхозартели надо начинать с земли, с разумного и более целесообразного использования каждого её гектара, каждого квадратного метра, чтобы при любых погодных условиях труд хлебороба был наиболее выгодным.
Постоянная забота о земле давала свои плоды. Она щедро вознаграждала труд хлебороба полновесным колосом.
Посовещавшись со специалистами, Хайдар Давыдович решил заняться репчатым луком, возделывание которого требует от земледельцев большого мастерства.
Каждый год продавали государству 30 тыс. центнеров лука. Индерский лук пользовался спросом и за границей. Во время уборки лука работали не только колхозники, но всё население села Индерка.
Одновременно с растениеводством надо было всемирно развивать общественное животноводство. Для содержания крупного рогатого скота была создана соответствующая база.
О тружениках МТФ правление колхоза проявляло особую заботу. На центральной ферме был возведен Дом животноводов.
Наряду с увеличением поголовья и повышением продуктивности КРС в колхозе развивалось и свиноводство. Построены были помещения для маточного поголовья, поросят- отъемышей и откорма животных.
Труженики колхоза жили добротно. Ежегодно в Индерке возводились 50 личных домов. Для того, чтобы колхозники хорошо проводили досуг, колхоз построил Дом культуры со зрительным залом на 600 мест, с просторной сценой, комнатами для кружковой работы, библиотекой, читальным залом на 40 мест. Правление колхоза приобрело музыкальные инструменты, костюмы для участников художественной самодеятельности.
Хозяйственным способом колхозом были построены Дом быта, магазины, школа, детский сад, благоустроенные квартиры для колхозников и т.д. Профком колхоза ежегодно выделял десятки путевок в дома отдыха и санатории.
Хайдар Давыдович был не только хорошим руководителем, но и хорошим семьянином, заботливым отцом, чутким мужем. Хайдару Давыдовичу повезло в жизни с женой. Шафика Идрисовна стала для него не только женой, но и другом, соратником, единомышленником. Они вместе преодолели много жизненных трудностей и преград. Многими своими достижениями в жизни Хайдар Давыдович обязан этой удивительной женщине, великой труженице.
Жизнь прожить достойно — дано каждому. А в селе все жители на виду, многие друг другу родственники, поэтому заслужить уважение односельчан очень непросто. Заслужить огромный авторитет  и уважение у товарищей по работе, у руководителей всех рангов удалось человеку богатой и щедрой души, Халифе Мусеевне Мязитовой.
Х.М. Мязитова родилась 20 января 1918 года в селе Индерка Сосновоборского района Пензенской области. Беспартийная, образование среднее.
В 1933 году ещё совсем юной Халифя начала работать в совхозе «Искра» Сосновоборского района. Кем она только не была — колхозницей, конюхом, пастухом. Халифя Мусеевна всегда шла работать на самые трудные участки, туда, где нуждались в её умелых руках. В тяжёлый военный 1943 год пришла работать на молочную ферму. Пришла и осталась там. На этой ферме Халифя Мусеевна проработала всю свою трудовую жизнь. Добивалась ежегодно высоких показателей. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 марта 1966 года за выдающиеся достижения в производстве животноводческой продукции Халифе Мусеевне было присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
Как вспоминают старожилы, время было интересное и насыщенное. Кто работал в колхозе, пользовался большим уважением и почётом. А о Халифе Мусеевне Мязитовой знал весь район, её фотографии висели на «Доске почёта», ей вручали различные вымпелы и грамоты, о ней часто писали как местные, так и областные газеты. И всё это было заслуженно. Начинала она работать в тяжелое для страны время, кормов не хватало, фермы-развалюхи: во все щели снег несло, земляной пол — кочка на кочке. И никакой механизации.
Всю свою душу Халифя Мусеевна отдавала работе, результаты соревнования 1967 года говорят сами за себя.
Вот как о колхозе того времени написано в газете «Пензенская правда»: «В последние годы сёла перестроились. В Индерке что ни улица, тот будто новая: сверкает свежими срубами, разными воротами и наличниками. В центре возвышается двухэтажное кирпичное здание Дома культуры. Рядом — колхозная столовая. Поодаль — механическая мастерская, вальцовая мельница, добротные, под шифером коровники первой животноводческой бригады.
Всё колхозное богатство было создано трудом людей и тех, кто первыми организовывали сельскохозяйственную артель, и тех, кому довелось принять из их рук трудовую эстафету. Такой является доярка Мязитова Халифя Мусеевна, которая в то время добивается высоких результатов в труде. Это происходит за счёт грамотной организации работы: во-первых, в колхозе коровы симментальской породы с высокой продуктивностью, в хозяйстве нет коров, продуктивностью ниже 2,5 тысячи килограммов; во-вторых, заботу начинали проявлять уже о молодняке крупного рогатого скота; в-третьих, образцовые фермы, где созданы условия для труда и отдыха животноводов, механизация трудоемких процессов; в-четвертых, организация социалистического соревнования и меры морального и материального стимулирования».
В 1971 году передовые доярки и пастухи-скотники нашей области выступили с открытым письмом на страницах «Пензенской правды» «Дадим Родине больше молока!» - призвали они всех работников молочно-товарных ферм. Подписала тогда это письмо и Мязитова Х.М. 3900 килограммов молока от каждой коровы обязались получить она и сдержала свое слово, хотя это было нелегко.
Халифя Мусеевна была не только замечательной труженицей и прекрасным  товарищем, но и добрым, умелым и чутким наставником. В те годы колхоз «Искра» был передовым в районе и области, часто колхоз посещали части. Халифя Мусеевна охотно делилась опытом работы с доярками и гостями.
В 2001 году 19 июля на 83-м году жизни Х.М. Мязитова скончалась, но до сих пор односельчане вспоминают о ней с любовью, с уважением, как о человеке с большой буквы. Она прожила яркую жизнь, любила жизнь, заботилась о животных, прославила село, является примером для всех нас.
Колхоз «Искра» в 1959 году испытывал экономический подъем, обусловлено государственной политикой (снижены налоги, повышены закупочные цены) и умелым руководством. Заметно упрочилось материальное положение колхозников, что не могло не сказаться на их отношении к колхозному труду. Появилось чувство энтузиазма, желание работать лучше. На волне воодушевления появилась газета «Искра». Зябиров Х.Д. был редактором первых двух номеров.
Редактором остальных номеров был Казаев Усман Хусяинович. Он окончил годичные библиотечные курсы при областной библиотеке имени М.Ю. Лермонтова и в то время возглавлял Индерскую сельскую библиотеку.
Газета начала издаваться с 9 мая 1959 года. Выходила 2 раза в месяц. Она была призвана всесторонне освещать кипучую жизнь колхоза, распространять опыт передовиков сельского хозяйства, своевременно выявлять недостатки в работе, лучше описывать состояние культуры и быта, рассказывать устами покупателей об их запросах, не забывать также писать о реальной жизни. В газете постоянно публиковались важные решения партийного комитета, исполкома сельского Совета, правления колхоза. Тираж её составлял 500 экземпляров.
«Искра» распространялась бесплатно. В ней были следующие рубрики: «Передовики производства», «Комсомольцы в авангарде», «Шифе фронт полевых работ», «В парткоме и правлении колхоза», «Трудовые будни механизаторов», «Чтобы село стало красивым», «Харитон Замечайкин-беспощадный обличитель беспорядков». Авторами многих статей являлись С. Мельзетдинов — учетчик тракторной бригады, Х Козырев — бригадир первой полеводческой бригады, П. Безруков — зоотехник, И. Акчурин — председатель сельского совета, Р. Ягудина — вожатая школы, И. Монахов — садовод, К. Шаипов — медработник.
Последний номер газеты вышел 17 ноября 1962 года. Всего было издано 74 номера. По словам Зябирова Х.Д., газета перестала издаваться из-за проблем с финансированием (не хватало бумаги, нужны были большие средства для оплаты услуг типографии).
В Индерке действовала первая в Пензенской области звероферма, которая славилась на всю страну. В то время рождаемость в Индерке была высокой. С каждым годом становилось все больше молодежи, которую нужно было обеспечить работой. Правление колхоза решило построить звероводческую ферму. Дело было совершенно новым не только в районе, но и в области.   Все расходы, связанные со строительством и приобретением оборудования, составили свыше 1 млн. рублей, но они вскоре окупились.   Доходы колхоза «Искра» составляли половину дохода района. Поголовье норок достигло до 50 тысяч голов. Ежегодно производили 30-40 тысяч штук высококачественного меха норки, снабжали племенным молодняком кооперативные зверофермы. Звероферма. Это была обширная, загороженная досчатым забором площадь. Здесь за два года построили добротные здания. В одном из них разместились компрессорная, холодильные камеры, кормоцех, в другом – красный уголок, комната отдыха звероводов, комната приема пищи, в третьем—ветамбулатория, пункт первичной обработки шкурок, зал для выращивания травы на зеленую подкормку зверям в зимнее время, моечное отделение и сушильные камеры. Среди них заметно выделялось здание котельной, в которой имелась и душевая комната. Неподалеку от этих зданий были выстроены в ровные ряды шеды. Это добротные навесы под шифером с асфальтированными полами. В каждом шеде в небольших домиках содержалось от 500 до 750 норок. За зверями ухаживали бригады звероводов. Ребята осваивали новую сельскую специальность—зверовод—на курсах при Сердобском техникуме. Практику проходили на звероферме совхоза «Кощаковский» в Татарии. Первую партию норок индерцы завезли из зверосовхоза Татарии в середине ноября 1973 года. Насчитывалось 1180 зверьков. За каждым звероводом было закреплено по 125-130 самок, по 28-33 самца и полученный от них приплод. Всего на ферме в 1974 году, насчитывалось 15937 норок. В 1974 году был первый забой.
Бессменным заведующим был Муратов Равиль Гадиевич.
Муратов Р. Г. родился в 1937 году в селе Индерка. Отец его сгорел в танке на Курской дуге. Окончил среднюю школу и стал работать фуражиром на молочно—товарной ферме колхоза «Искра». Затем колхоз послал его учиться в партийную школу города Тамбов. После возвращения стал работать председателем сельского совета (около 5 лет). Затем перешел работать инженером по технике безопасности в колхоз. Когда организовали звероферму, Равиля Гадиевича назначили заведующим, учитывая его опыт, организаторские способности. Перенимать опыт ездили с Каримовым Хайдаром в подмосковный совхоз «Брюлевский».
Равиль Гадиевич, как агитатор, регулярно проводил беседы с молодым коллективом, мобилизовал его усилия на то, чтобы новая отрасль колхозного производства стала высокорентабельной, чтобы наряду с увеличением выхода приплода основное внимание обращалось на его сохранность.
Коллектив зверофермы колхоза в 1985 году составлял 120 человек.
Деятельность Индерской зверофермы прекратилась в 1996 году. Самой главной причиной закрытия стала дороговизна кормов. Скачок цен на корма был связан с развалом СССР, экономическим кризисом, разразившимся в стране.
Жители села Индерка исповедуют Ислам. В селе 5 мечетей. Мечеть №1 находится по улице Кооперативная вдоль дороги. Истории строительства мечети никто не знает. Говорят, она была построена во второй половине 19 века. В 1921 году был большой пожар. Во время этого пожара сгорело полздания мечети. Но нашлась богатая семья Баишевых, которая жила напротив мечети в большом каменном здании, она восстановила здание мечети.
Мечеть №2 улица Революционная около кладбища.
Мечеть№3 находится на улице Набережная дом 6. Строительство мечети началось в 1998 году по инициативе двух братьев Гафаровых: Исхака Ибрагимовича и Юсупа Ибрагимовича. Они с идеей о построении новой мечети обратились к односельчанам. Народ одобрил идею. Начался сбор средств по селу. Все приняли участие в этом: кто-то отдавал деньгами, а кто-то помогал строить. Большую помощь внес Буданцев Идрис Махмудович.
Мечеть № 4 находится по улице Нагорная № 4-а. Строительство мечети началось в 2000 году по инициативе Алимова Сяита Ибрагимовича и жителей этой улицы.
Мечеть № 5  находится на улице Кооперативной. Здание мечети является архитектурным памятником 19 века, упоминается в Пензенской энциклопедии.
Самыми важными религиозными праздниками являются Рамазан-байрам и Курбан-байрам.
В селе Индерка впервые стали обучать светским наукам (географии и основам математики) в 1910 году в духовно-приходской школе в Сайгановском приходе. В 1911 году стали обучать светским наукам и  в духовно-приходской школе Сурского прихода, а в 1913 году в Индерке открыли земскую школу на 50 человек, в  которой преподавали светские науки на русском языке. Учителем был Акчурин Исхак Мусеевич, окончивший Казанскую учительскую школу. В 1912-13 годах Баишев Исхак, крупный владелец земли и леса, выделил деньги на строительство здании двух начальных школ, одна из которых была построена в Индерке, а другая в Бестянке.  В Индерской школе в 1913 году открыли школу для обучения девушек. Обучали в этой школе Фатима и Марьям Акчурины. В 1915 году внезапно прибыл инспектор уездных училищ Орлов Василий Николаевич, так как был донос, что в школе не преподается религия. Орлов обязал включить в расписание один час преподавания религии на арабском языке. В 1917 году проводится перепись населения с целью выявления неграмотных. Результат показал, что 70% в возрасте от семи до пятидесяти лет – неграмотные. В начале 1918 года открывается шесть школ для ликвидации неграмотности. К этой работе привлекаются почти все грамотные люди села – 12 штатных учителей и 20 учителей по ликвидации неграмотности. Это – Ярлыгаев Али, Хабибуллин Махмуд, Баишева Камяр, Баишева Зюгря и другие. В ряды учителей вливаются и свежие силы: Силантьев из Сюзюма, Акчурин Ариф из Индерки. Очень трудным был 1921 год, голод и последствия гражданской войны. Учителя создавали общественные столовые и продолжали работать. Очень большой вклад был сделан заведующим школой Акчуриным Арифом Усмановичем, работавшим до 1927 года, затем в 1930 году Муратовым Идрисом Садыковичем. В 1923 году в Индерке была создана пионерская организация. Фахретдинова Камярь Ибрагимовна и ее подруга Мельзетдинова Сара Абдулловна были первыми пионерками, впоследствии обе стали учителями, окончив Ульяновский педагогический техникум. Пионерская организация оказывала большую помощь учителям. В 1930-31 учебном году совершается переход к всеобщему обязательному начальному образованию детей от восьми до десяти лет. В 1932 году создается пятый класс, а в 1935-36 учебном году введено всеобщее семилетнее образование. Директором школы был Акчурин Исмаил Мусеевич. Первыми выпускниками семилетней школы были Мельзетдинов Абдуталип, Хакимов Хайдар, уже названные две пионерки, Рахматуллин Джафяр, Кадиров Хайдар и Матыгина Хавва: всего семь учеников. В 1940 году на основе решения 18 съезда партии в селе открывается средняя школа, которая делает первый выпуск в 1943 году. Большие трудности приходилось преодолевать в годы Великой Отечественной войны. Многие учителя ушли на фронт, добровольцем ушел и директор Гафаров Гидият Мустафович, а вместо него осталась Агишева Гульсюм Мухаммеджановна, уроженка села Пендельки, работавшая в Индерке учителем. Школа ежегодно выпускает десятиклассников. В 1956-57 годах школа становится политехнической: сочетаются не только обучение, но и работа на опытном участке в два гектара. Школа имеет трактор, комбайн и автомашину. За 40 лет советской власти успехи школы огромны. Выпускники школы продолжают учебу, среди них были и кандидаты наук. Рафиков Асорян Абдуллович (историк, работавший в Ленинградской военной академии), Хусяинов Хайрулла (кандидат биологических наук, работавший в Казанском университете), командир Северного флота Сайганов Адгем и Кармаков Умяр (инженер точной механики, сотрудник научно-исследовательского института в Московской области).  В 1947-49 годах директором школы (после Гафарова Гидията Мустафовича, живым вернувшимся с войны) работал энергичный и молодой Бабаев Адельша Айзатуллович, но он уехал из села. С 1949 года по 1966 год директором школы работал Ернеев Исхак Абдуллович. С 1966 года по 1972 год директором школы был Муратов Харис Исхакович, отличник народного просвещения, именно он возглавил строительство нового здания школы, которая открыла свои двери в 1971 году. С 1972 года по 1998 год директором являлась заслуженный учитель, отличник народного просвещения Куликова Раиса Федоровна. В 1985 году к школе сделали пристрой для начальной школы. С 1998 года по 2001 год школой руководила Акчурина Рашидя Джафяровна. С 2001 года возглавляет школу Каримова Изеля Каюмовна. Школой выпущено более 5 тысяч учащихся. В 2006 году школа завоевала президентский грант в размере 1000000 рублей.
В школьном музее на стенде фотография скромной женщины с мудрыми глазами. А внизу надпись «первая выпускница Индерской средней школы», а дальше сообщается, что она была удостоена звания «Заслуженный  учитель РСФСР». Кто же она? Ернеева Сара Зарифовна – первая из учителей села Индерка, заслужившая это высокое звание.
По биографии Сары Зарифовны можно изучать биографию нашей страны. Родилась она в 1924 году, хотя родственники утверждают, что в 1923г.
До войны в селах были в основном школы – семилетки. Закончила в свой срок и Сара Зарифовна. В это время в Индерке организовывали колхоз. Вступила в него в числе первых. А вскоре, похоронив родителей, осталась одна с братом и сестричкой. Сама их воспитала.
И однако, несмотря на жизненные трудности, девушка не теряла тяги к знаниям. Когда Индерская  школа стала средней, ухитрилась закончить десятилетку. Аттестат о среднем образовании получила 21 июня 1943г. По всем предметам у неё отлично, кроме русского, немецкого языков и военному предмету.  Сразу же ей доверили обучение малышей в начальных классах. Шла война. С кадрами учителей было трудно. Учителя – мужчины воевали на фронте бок о бок со своими учениками.
Летом 44 – го закончив свой первый учебный год в качестве педагога, Сара Зарифовна поехала учиться  на краткосрочные педагогические курсы. Через несколько лет экстерном защитила диплом в педучилище.
Училась тогда на совесть впрочем, как и работала. Когда война закончилась, выяснилось что по разным причинам в стране остается еще много неграмотных людей. Бороться с остатками неграмотности в Индерке поручили все той же безотказной Саре. Четыре года отучив малышей, она встречала у классной доски взрослых. О себе о личной жизни не думала. Когда ликбез был упразднен, Саре Зарифовне исполнилось тридцать лет. Братишка и сестренка выросли. Как профессионал продолжала показывать себя с лучшей стороны. Ее любили и уважали люди. На одно только не хватало времени – на обустройство личной жизни. Она разделила одиночество тысяч других подобных ей самоотверженных женщин. Сара Зарифовна была  из тех, кто никогда не обидит, выслушает, посочувствует. Делом ее жизни стала работа семьей вся Индерка ее детьми – дети за школьными партами. Это не пустые слова. Более двадцати лет Сара Зарифовна была депутатом сельсовета тридцать лет – членом школьного месткома. Работала  в обществе «Знание». Была награждена значком «Отличник народного просвещения». А сколько раз ей вручали Почетные грамоты разных рангов – от парткома колхоза «Искра» до Министерства просвещения РСФСР.
В 1968 году она стала «Заслуженным учителем школы». В 1980 году Сара Зарифовна ушла на пенсию. В 2002 году она умерла.
Ее ученики – это, наверное, целых полсела. Она воспитывала и учила детей целых тридцать семь лет. До сих пор жители села с уважением и любовью вспоминают Сару Зарифовну.

 Достопримечательностью села и школы является  музей боевой и трудовой славы, который мы часто посещаем. В создании музея активное участие принимали учителя и учащиеся. Первым из основателей музея в старом здании школы (дом помещика Баишева) был первый председатель колхоза «Искра», затем директор школы Ернеев Исхак Абдулович. Он родился 3 августа 1903 года в селе Индерка. Получил высшее педагогическое образование по специальности учитель истории. С 1949 по 1966 годы работал директором школы. Работая в школе, собирал материалы и старинные вещи для создания музея. В создании музея активное участие приняли учителя истории Купаева Сафия Абдуловна и Волков Ахмет Якубович.
Новое здание Индерской средней школы было открыто в 1971 году. В это время директором школы была Куликова Раиса Федоровна. Она выделила комнату под музей,  и 1980 году был открыт музей боевой и трудовой славы. Чтобы оформить музей, Раиса Федоровна пригласила пензенских художников Давыдченко Н.И. и Нагаева А.А.. В сборе информации о ветеранах войны и в оформлении музея помогала и старшая пионервожатая Вагапова Зяйтуня Алиевна. С 1985 по 1992 гг. музеем руководила Каримова Изеля Каюмовна. После нее музей возглавляет учитель истории Абдуллина Рашидя Хамзиевна.
В Индерке есть мемориал, павшим в годы Великой Отечественной войны. Великая Отечественная война затронула каждую семью. Из Индерки на фронт ушли 600 человек. Они сражались под Москвой и под Сталинградом, на Курской дуге и в обороне Ленинграда и с боями дошли до Берлина.
Но 220 индерцев так и не вернулись к своим семьям, остались лежать на полях сражений и похоронены в братских могилах от Москвы и до Берлина.
Многие годы на территории села не было памятника. По предложению общественности села и по инициативе председателя колхоза «Искра» Зябирова Хайдара Давыдовича в конце 80-х г.г. началось создание мемориала.
Проект был составлен ленинградскими архитекторами Свирским Романом Савельевичем и Шоховым Геннадием Валентиновичем. В мемориал входят колонна, напоминающая минарет (учитывались религиозные и национальные особенности села) и стена, на которой высечены имена 220 погибших индерцев.
В верхней части стены находится барельеф с изображением сражающихся солдат.
Строительство памятника завершилось в 1991 году. Официальное открытие произошло 9 мая 1992 года.
Шефствуют над мемориалом учащиеся Индерской средней школы. Они занимаются благоустройством территории внутри мемориала и вокруг него, ухаживают за клумбами.
В дни памятных дат возлагают цветы, устраивается вахта памяти. В дни свадеб сюда приходят молодожены.
Память наших земляков, отдавших свою жизнь за Родину священна.
Индерцы никогда о них не забудут.

 

 

 

 

 

Используются технологии uCoz